Библейский портрет Иохаведы в современном преломлении

«А без веры угодить Богу невозможно;
ибо надобно, чтобы приходящий к Богу
веровал, что Он есть, и ищущим
Его воздает» (Евр. 11:6)

 

События, которые мы сегодня будем рассматривать, происходили в Египте. Очень давно Иаков, а с ним еще 70 душ, спасаясь от голода в Ханаане, переселились в землю Гесем. Живя в самом хорошем месте Египетской земли, пользуясь покровительством управляющего всеми делами Иосифа, сына Иакова и фараона, «сыны Израилевы расплодились, и размножились, и … усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх.1:1-7).

Но, продолжая читать далее первую главу, узнаем, что:

«и умер Иосиф и все братья его, и весь род их» (ст.6);

«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (ст.8);

«… поставили над ним (народом) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами» (ст.11);

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых» (ст.12);

«И потому Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам» (ст.13);

«И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию» (ст.14).

Принуждение к рабскому труду лишь частично приносило результат, поэтому фараон решил действовать более агрессивно, а именно через детоубийство. И выходит закон: «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх.1:22).

Вот в такое страшное и враждебное время жила семья Амрама и Иохаведы (Числ.26:59). И сами они родились в Египте, и в их семьях уже росли Аарон и Мариамь. Дети подросли и их жизни ничто не угрожало. Но Иохаведа ожидала рождения третьего ребенка, и ему грозила смерть, если это будет сын. Пока проходила беременность, Иохаведа вместе с мужем верили, что Бог Авраама, Исаака и Иакова в силах изменить ситуацию (силен им помочь). Ведь еще праотцу Аврааму Бог сказал: «Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17).

А Иосиф перед смертью строго повелел:

«И сказал Иосиф братьям своим: я умираю; но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Быт. 50:24-25).

Читаем историю дальше:

«Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца» (Исх.2:2), а в послании к Евреям 11:23 написано: «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления».

Очень кратко написано о богобоязненных родителях, но как велика была их вера. Были страдания, бессонные ночи, но они делали, что могли, мужественно надеясь на Бога. Велика их вера и единство!

Читаем историю дальше:

«Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки» (Исх.2:3). Иохаведа слушается царя. Она признает, что повеление царя относится и к ее сыну, но поступает мудро, надеясь на чудо: не бросает в реку смерти, а оставляет в корзинке у берега.

Бог щедро вознаградил такую веру. Плачущего мальчика в корзинке нашла дочь фараона и сжалилась над ним. И пока она решала, как успокоить его, Мариамь, сестра младенца, предложила позвать кормилицу, которой оказалась его собственная мать. С великой радостью Иохаведа приняла малыша из рук царской дочери – теперь не для себя самой, но для той, что его спасла: «…возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату…» (Исх.2:9б).

Читаем историю дальше:

«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх.2:10).

Мы не знаем, сколько лет Моисей был в доме своих родителей: три, пять, двенадцать, но главное, Иохаведа растила сына не только с любовью и лаской, но, стараясь не упустить драгоценное время, данное ей Богом, использовала его верно и мудро. Это тот, «определенный» возраст, когда нужно успеть сказать ребенку о Великом Творце и Создателе мира, а затем, как нежное растение, взращивать в нем веру.

О Моисее мы читаем в послании к Евр. 11:24-26:

«Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, И лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, И поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».

Иохаведа, вся жизнь которой была изнурительным рабством, не сделалась жертвой разочарования и отчаяния, не оставила своих детей на произвол судьбы. И все трое ее детей были особенные. И мы узнаем из Библии, как Бог использовал из в своих планах: «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариамь» (Мих.6:4).

    Дал бы Бог мудрости всем матерям, живую веру, как у Иохаведы, тогда было бы немало таких сыновей и дочерей. Бог нуждается и в тех, и в других – в таких матерях и в таких детях.

 

 

Размещено в Библейские портреты женщин.