Библейский портрет Анны в современном преломлении
«Господь Бог – сила моя…»
(Авв. 3:19)
В Библии упоминается не так много женских имен, но если они встречаются, то, значит, с ними, с этими героинями связаны особые истории.
Сегодня мы вместе с вами вспомним Анну – мать Самуила, молящуюся женщину, история которой записана в 1 Книге Царств, или «Первая Самуила» (как названо у Евреев).
Что такое молитва? Это разговор человека с Богом вслух или про себя. Молитва – это не только прошение о прощении своих грехов, о своих или чужих нуждах, но и возможность услышать Бога, прославить Его и поблагодарить. В процессе духовного роста изменяются и наши молитвы, Бог нам открывает великое и недоступное, что мы раньше не знали. В то же время всегда у нас будут печали и радости, и они важны, как и нам, так и Богу. До конца наших дней у нас будет необходимость в простой молитве доверия нашему Небесному Отцу. Так было и в жизни Анны.
Анна упоминается в Библии как женщина молитвы.
Молиться – значит делиться обо всем с Богом.
Апостол Павел пишет: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6-7).
Мы можем читать о молитве и научиться многому из молитв других, но что наиболее важно – это молиться самим. Когда мы приходим к Богу в молитве, мы видим Его ответ на наши молитвы, и Он становится для нас реальным.
Действие происходило во времена судей. Иисус Навин закончил раздел земли и установил в городе Силом скинию и ковчег Завета. Священником был Илия и ему помогали два его сына: Офни и Финис. Люди жили так, как написано в книге Судей 17:6: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым».
1Книга Царств начинается так: «Был один человек из Рамафаим–Цофима, с горы Ефремовой; имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин. У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей» (1 Цар. 1:1-2).
Господь запрещал многоженство, но, тем не менее, оно имело место в Израиле, хотя и не было узаконено.
Елкана, происходивший из левитского рода, человек богобоязненный, посещал дом Господень вместе со своими женами и детьми (1 Цар. 1:3-7). Вторая жена Феннана сильно огорчала Анну, ненавидела ее, и в тот день, который должен был быть самым радостным, Анна была расстроена и приезжала в Силом с опухшими от слез глазами, больная от горя. Во время общего обеда Анна получала лакомый кусочек, но от слез не могла есть. Елкана пытался утешить любимую жену: «Анна! что ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1:8). Ей хотелось сказать, чтобы он запретил Фаннане унижать ее, но нет, глубокая скорбь ее была молчаливой.
Дорогие сестры! Благодарность Богу, что и у нас не узаконено многоженство. Но, рассматривая ситуацию, давайте вспомним, что мы, порой, как Феннана, говорим, не думая обидные, дерзкие, высокомерные слова, причиняя боль и страдания другим.
Давайте прочтем 1Цар.2:3: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены».
В тишине поразмышляем, не придираемся ли мы к другим, не спорим ли, не говорим ли плохо о других людях, когда их нет рядом?
Какой еще мы можем вынести урок из истории Анны? Как отвечать на обиду, если дерзкие слова направлены на нас? Возможны три варианта нашей реакции:
- самой отомстить (но Библия осуждает такое действие);
- подавить свое чувство гнева;
- обратиться к Богу, возложив на Него восстановление справедливости.
Стрессовые ситуации встречаются часто и у нас.
Читаем 1Петра 3:9: «Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».
Читаем Псалом 36:3-6: «Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на него, и Он совершит, И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень».
Огорчаясь, расстраиваясь, Анна не ссорилась с Феннаной, не просила защиты у мужа. Не требовала от Елканы, чтобы тот вымолил детей, как некогда Исаак просил о своей жене Ревекке (Быт.25:21). В своих семейных скорбях Анна духовно росла, закалялась и была уверена в том, что ее защитник – Господь, и к Нему она спешит. Сразу же после обеда, когда все, кроме нее, досыта наелись, она прокралась в дом Господень, чтобы наедине излить свою печаль перед Господом. Анна в тихой молитве открывала свое сердце Богу. Слова не могли выразить ее сокровенные чувства, но она все же молилась. Читаем об этом в 1 Царств 1:12-18.
Анна являет собой пример веры. После того, как она помолилась, она поверила. Она доверяла Богу так сильно, что, помолившись и получив благословение от священника Илии, больше не печалилась.
Сестры! Молимся ли мы с такой же верой? Или даже молясь, продолжаем беспокоиться? Получая дары, будем благодарить Господа за то, что имеем.
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Уверена, что среди нас есть желающие рассказать о милости к нему Господа и своим свидетельством прославить Бога.
В своей молитве Анна обещала, что если Господь даст ей дитя мужеского пола, то она отдаст его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его
(1Царств 1:11). Бог ответил на молитву Анны. Она зачала и родила сына, назвала его Самуилом, что значит «услышан Богом». Каждый раз, когда она звала сына по имени, она вспоминала великую благодать, которую даровал ей Бог. Когда мальчик подрос и был отлучен от груди, Анна отвела его в дом Божий и оставила со священником Илией, там маленький Самуил должен был воспитываться и служить Богу.
Слова матери мы находим в 1Царств 1:26-28.
И поклонилась Господу! Ее молитва исходила из глубины материнского сердца, исполненного Святого Духа, — из сердца, желающего воздать Господу славу, честь и поклонение.
Остановимся на каждой стороне ее горячей молитвы. Записано 1Царств 2:1-10.
«…возрадовалось сердце мое в Господе» (ст.1):
Бог – единственная ее радость, и ни в чем и ни в ком другом она не находит ее.
«...вознесся рог мой в Боге моем» (ст. 1):
Рог – символ силы, власти и могущества, и Анна употребляет этот образ в смысле, что Господь своей властью и могуществом восстановил и утвердил ее женское достоинство, силу и значение. И это мог сделать только Всемогущий Бог!
«…широко разверзлись уста мои на врагов моих...» (ст.1):
Теперь, когда она стала матерью, она в состоянии ответить на обидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии. Но она предает все Судье праведному (Пс.7:12а);
«...ибо я радуюсь о спасении Твоем» (ст.1):
Сердце ее ликует от радости, она славит Бога за спасение и за то, что сделал для нее Господь.
«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (ст.2):
Она познала Святого Бога и убедилась, что с ее Богом никто не может сравниться. Бог Анны – Твердыня, Сила и Защита тех, кто верит в Него.
«Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (ст.3):
Она знает, что Бог все держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами, и пред Ним открыто всякое человеческое сердце.
«Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою» (ст.4):
Анна знает, что сильные и гордые в своих глазах люди будут уничтожены Господом. Лук, из которого они стреляют в других, преломляет Господь, а немощные, надеющиеся на Господа, «...приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Пс. 83:8).
«Сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (ст.5):
Анна верит, что бесплодной Господь даст благословение, потому что «…ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс.83:12б).
Слова Анны (в стихах 1Царств 2:6-10) являются утешением для всех, уповающих на Бога на протяжении тысячелетий: Бог, на Которого мы уповаем, «…умерщвляет и оживляет…, делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного…, посаждая с вельможами…, ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет». Он их водит и поддерживает, защищает и дает победу в борьбе, Он сражается за них с врагами их, «ибо не силою крепок человек».
«Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли…» (ст.10).
Пророк Исаия в унисон словам Анны говорит народу Израильскому: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!» (Ис.45:9).
Еще одну истину Дух Святой открыл через уста Анны – что на земле никто не избежит Божьего суда (2Кор.5:10).
Поистине пророческими словами Анна заканчивает свою молитву: «Господь … даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» (1Цар. 2:10б).
Эти слова указывают на грядущего Царя и Помазанника Божия – Иисуса Христа, истинного Мессию Израиля.
Елкана, его семейство вернулись домой, а Самуил остался в храме. Каждый год Анна приносила одежду сыну, которую шила сама. Господь наградил Анну еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Прошло время, «и узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1Цар. 3:20). А кто вымолил такого мужа для всех веков, сообщил нам Господь, чтобы мы научились у Анны молиться смиренным и сокрушенным сердцем, посвящать своих детей Господу, прославлять и поклоняться Ему в Духе Святом.